17:40 Тепло для крепостных, или демократический феодализм | |
В прошлом месяце в мэрии Одессы заговорили о необходимости передачи теплосетей в центральной части города в пользу «Нафтогаза» за долги. Как сообщали тогда «Вікна-Одеса», мэр города назвал такие действия наиболее выгодным вариантом погашения долга города за газ, достигшего астрономической суммы (около 400 миллионов гривень), и отметил, что указанный участок коммуникаций — наиболее проблемный, а бюджет «Нафтогаза» (который в несколько раз больше бюджета Одессы) якобы сумеет обеспечить качественную работу коммуникаций. «Идея» передачи теплосетей была озвучена в ходе переговоров, проходивших в Киеве между руководством КП «Теплоснабжение города Одесса» с представителями «Нафтогаза» и владельцем банка «Надра» Дмитрием Фирташем. Напомним, «Надра» — основной кредитор КП. Задолженность КП перед банком уже превысила 135 млн. гривень. Конечно, передача сетей в счет погашения долга — выход из положения. Но вряд ли это соответствует интересам одесситов… Олигархи должны оказывать услуги государству, а не оно им. Разве не так?.. Будет ли в наших квартирах тепло зимой? Ответ на этот «основной вопрос философии» муниципального хозяйства снова повисает в воздухе. Теперь — еще и потому, что у части городских теплосетей фактически появляется новый собственник. Но передача теплосетей — это не передача бесхозной трубы в поле — это и сети, проходящие через квартиры одесситов. Отдать их — значит отдать всю систему вместе с людьми. Кстати, о людях и их интересах. Когда у того или иного одессита появляется желание отказаться от центрального отопления и перейти на индивидуальное, — это желание реализовать он не сможет. Просто потому, что логика процесса не позволит этого сделать. Например, как будут работать внутридомовые сети, если отключить от тепла одну или две квартиры? То есть, как будет идти поток теплоносителя в централизованной системе, если отдельные ее элементы будут банально «порезаны»? Ясное дело, здесь выход один — либо на индивидуальное отопление переводить все квартиры конкретного дома, либо не переводить ни одной! Поэтому, хотя местные власти в известной степени и нарушают права граждан, отказывая в переходе на индивидуальное отопление, выбора у властей нет — разреши это сделать одному, и пострадают все. В таких условиях единственный выход — поддерживать существующие сети хоть в каком-то рабочем состоянии, не допуская при этом разрушения целостности их структуры. Но это же относится и к политике городской власти — передача части сетей другому собственнику — тоже разрушение целостности существующей структуры системы теплоснабжения. В городе действуют 137 котельных, из них 7 районных, структурирующих работу по секторам. Все они объединены единой компанией — КП «Теплоснабжение города Одесса», на которой и повис многомиллионный долг. По долгам платить надо, и с этим никто не спорит. Но чем платить? Очевидно, все-таки платить нужно деньгами, а не городским имуществом, тем более, методом его «усекновения» по секторам. Передача нескольких секторов теплосетей в центральной части города и есть метод такого «усекновения», хотя никто не собирается в прямом смысле слова эти сектора отключать от тепла — «отключать» будут их от единого собственника, а что он будет делать потом — большой вопрос. Вот тут и посмотрим на шаг вперед. Зачем Фирташу и его банку столько металлолома и «головной боли»? Ему нужны деньги. И где гарантия того, что, ввиду особой любви к одесситам, Фирташ будет заниматься благотворительностью, оплачивая издержки старой как мир системы отопления, ничего, кроме убытков не приносящей? Очень много вопросов. И их накапливается все больше и больше еще и потому, что условия передачи теплосетей не оглашаются. А нам важно знать, на каких именно условиях сети передаются? С их последующей реконструкцией или без таковой? В управление или в собственность? Если сети передаются за долги, то мэрия никаких условий Фирташу ставить не вправе, стало быть, о передачи сетей в управление не может идти речи… А если в собственность, то, опять же, зачем ему все это? Здесь будет нелишним вспомнить, как в декабре 2009 года были переданы тому же «Нафтогазу» из фонда НАК «Энергетическая компания Украины» все акции Одесской теплоэлектроцентрали. Подразумевалась «масштабная реконструкция». И где же она? А она, как говорится, «и не ночевала». Зато собственник — другой, и городская громада никакого отношения к ее вчерашнему имуществу давно не имеет. Возникает вопрос: если мэрия не справляется с возложенными на нее хозяйственными задачами, что проще сделать — сменить состав мэрии, или отдать Одессу в собственность Фирташа? Вопрос, между прочим, не праздный. Ответ на него ничего хорошего одесситам не сулит. Очередной мэр, как и его предшественник, безответственно распоряжается имуществом территориальной громады, не посоветовавшись с ней, и особо «не парясь» мыслями о последствиях своих действий. Проблема централизованного отопления, безусловно, — самая острая и самая критичная в стране, в том числе и в Одессе. Например, что касается КП «Теплоснабжение города Одесса», помимо «выхода» предприятия на уровень банкротства, оборудование на нем изношено, требует срочной реконструкции и модернизации. Ни Фирташ, ни «Нафтогаз» заниматься этим за свои деньги не будут, что косвенно подтверждает другой факт: сегодня ведутся переговоры с ЕБРР о получении очередного кредита на реконструкцию теплосетей, причем основные затраты планируются на… автоматизацию и программное обеспечение, в чем, как вы понимаете, нет никакой срочной необходимости. Зато очередной кредит может понадобиться новому собственнику… Вот тут самое время вспомнить, что в начале июля текущего года было создано новое коммунальное предприятие — «Одесская топливно-энергетическая компания» (ОТЭК), по сути — клон теплового монополиста. Этому новорожденному предприятию планируется передать все котельные и сети КП «Теплоснабжение города Одесса». Таким образом, долги в обозримом будущем останутся за формально существующим КП «Теплоснабжение города Одесса», а кредиты и «вспомоществования» потекут в новое предприятие с хорошей «кредитной историей», где «первую скрипку» будет играть все тот же г-н Фирташ. От дешевых кредитов (а кредиты ЕБРР именно такие) ни один миллиардер еще не отказывался, тем более, такой миллиардер, как наш, когда кредит берет якобы предприятие, а отдает его (отнюдь не якобы) народ. Не нужно быть крупным экономистом или математиком, чтобы догадаться: за те же кредитные деньги без проблем можно решить проблему теплоснабжения той же центральной части Одессы, причем решить радикально, раз и навсегда, при этом сделав отопление для горожан более дешевым и эффективным. Я снова говорю о переводе жилья на индивидуальное отопление, причем без нанесения ущерба существующей структуре сетей. Потому что за те же кредитные деньги можно отключить целые сектора, беспрепятственно обеспечив каждому собственнику квартиры переход на самый экономный вид теплоснабжения — индивидуальный. Если учесть, что люди этого хотят сами, если учесть, что они готовы за это платить, если учесть, что их личные расходы на тепло после перевода на индивидуальное отопление снизятся, минимум, в два-три раза, не нужно доказывать, что именно это — в интересах горожан. Что же до долгов городской громады господину Фирташу, можно и с ним рассчитаться. Например, пусть выкапывает оказавшую ненужной часть теплосетей, и сдает на металлолом… Конечно, потрудиться придется, но деньги себе вернет, да и городу поможет избавиться от лишнего хлама, и отечественной металлургии услугу окажет. Все-таки олигархи должны оказывать услуги государству, а не оно им. Разве не так?.. Интересный вопрос: а что городская власть отдаст завтра? Одесса в преддверии холодного времени года… Пресс-служба КП «Теплоснабжение города Одесса» сообщила, что котельные готовы к новому отопительному сезону. Все 224 центральных тепловых пункта отремонтированы, 7 бойлеров и 22 насоса заменены. Но вопрос с подачей тепла в дома сегодня должен решаться не только с технической стороны, он требуется комплексного решения, экономического и социального подхода. Многомиллионный долг города включает в себя еще и долг государства — государство обязано погасить часть стоимости газа для коммунальных бытовых нужд из госбюджета. Есть огромнейшая категория льготников (пенсионеры, инвалиды, ветераны, и т. д.), которые платят за газ 30 – 50 процентов его стоимости. Разницу и погашает государство. Общий долг в 400 миллионов гривень — это консолидированный долг. В нем — и доля долга самого государства по указанным выше причинам. Почему представители громады садятся за стол переговоров и упускают из вида вариант взаимозачета? Если государство должно нам (а «Нафтогаз» — компания государственная), следовательно, долг города может и должен быть уменьшен на сумму долга государства. Или это нужно кому-то доказывать? Такая постановка вопроса не только уместна, но и обязательна. Одного этого было бы достаточно для того, чтобы сохранить целостность тепловых сетей, и не подвергать одесситов опасности попадания в финансовое рабство «Нафтогаза» и Фирташа. Кроме того, к указанным переговорам, наверное, следовало бы подключить и городскую громаду, чтобы общими усилиями найти варианты решения проблемы, дабы и сети не отдавать частнику, и с долгом перед ним рассчитаться, и модернизировать сети, либо испросить кредит того же ЕБРР для массового перевода жилья на «индивидуалку». На наш взгляд, давно назрела необходимость в том, чтобы в мэрии возник некий «интеллектуальный штаб» для «мозгового штурма». Нужны алгоритмы решения городских проблем, в том числе, и данной проблемы, которая (как и прочие) должна решаться в нормальном демократическом русле с учетом профессионального подхода ведущих специалистов. А действовать такие специалисты должны в рамках соответствующей стратегической программы развития города. Но для этого, как минимум, такая программа должна существовать. Существует ли она? Вопрос риторический. Единственное, что у нас существует, в том числе, и на уровне местной власти, это умение «плыть по течению», при этом всегда «без руля и без ветрил». Так можно «приплыть» куда угодно, только не в завтрашний день… Впрочем, этот завтрашний день может и наступить. Не для нас только… Интересный вопрос: а что городская власть отдаст завтра? Если этот «шарик» покатится в «банковскую лузу», то завтра в мы сможем узнать, что Греческая площадь принадлежит Абрамовичу, Дерибасовская — Ахметову, а Аркадия — Коломойскому... Торговать собственностью громады — это не местное самоуправление, а банальное самоуправство! И кому как не Алексею Костусеву, в прошлом Председателю Антимонопольного Комитета Украины, это понимать… Мысль о передаче теплосетей в центре города порождает другую мысль: а что ждет простых одесситов? Рассмотрим его с хозяйственной стороны. Получив тепловые сети в собственность, «Нафтогаз», равно как и банк «Надра» не забудет о необходимости вернуть себе долги. И не просто вернуть, а с прибылью, или, если хотите, с компенсацией «упущенной выгоды». Это означает только одно: в будущем тепловые сети должны приносить прибыль, только прибыль и одну только прибыль. Без реконструкции существующих сетей, конечно же, сделать эту сферу деятельности рентабельной нельзя. И реконструкцию начнут делать. То есть, снова будут взяты кредиты, и снова будут повышаться тарифы. И платить за все это будут рядовые граждане. Так будет продолжаться до бесконечности, потому что бесконечны аппетиты частника и олигарха — они никогда не «накушаются». В этом нужно отдавать себе полный отчет. И, прежде всего, отчет в этом должна отдавать себе мэрия. Но и этого у нас нет. Вычленение части городской системы теплоснабжения сразу же позволит «Нафтогазу» установить свой тариф на отопление, противиться чему будет уже бесполезно: у бизнес-структур — свои «правила игры», и государство вмешиваться в это не станет, хотя бы потому, что у него уже не будет на то достаточно законных оснований. Компания же на законных основаниях «выкрутит руки» потребителю. Платить за один отопительный сезон в размере нескольких тысяч гривень за одну квартиру — «перспектива» реальная и очевидная. И тут если не заплатишь — «получишь» сполна: арестуют имущество, или даже жилье. При наличии «перспективы» завтра пополнить ряды «бомжей», отдашь последнее. И как грабеж никто это квалифицировать не станет. Все будет выглядеть вполне демократично и объективно: должен — плати! Идет тихое, незаметное, но откровенное и наглое наступление на права граждан, превращающее их в крепостных. Другого поставщика тепла в квартиры одесситов нет — монополизм! Выходит, что людей вместе с их жильем отдают в залог, под долговые обязательства. Чем не крепостные отношения? От феодализма все это отличается лишь демократической процедурой, которая, между прочим, вытирает ноги о Конституцию. «Когда человек оказывается в безвыходной ситуации, он начинает руководствоваться своим разумом» Древние греки мудро подметили: «Когда человек оказывается в безвыходной ситуации, он начинает руководствоваться своим разумом». Это изречение в нынешней обстановке более чем актуально. Уверенно приближаясь к техногенной катастрофе, в частности, в области ЖКХ, мы одновременно можем оказаться в ресурсном крепостничестве без надежды на изменение жизни к лучшему. Передача имущества города фактически в частные руки может оказаться предвестником куда большей беды, чем холод в квартирах. Кто заставит частника отапливать наше жилье, если ему окажется выгоднее сдать на металлолом те же сети?! Скажете, ситуация абсурдная? А мало ли у нас за минувшие 20 лет было абсурдных ситуаций? Вспомните исчезновение перевозчика №1 — Черноморского Пароходства. Разве не абсурдно было представить, что самое крупное в мире пароходство исчезнет как мираж меньше, чем за год? Исчезло же! Я уже не говорю о всех остальных «прелестях демократии», с которыми мы имели счастье познакомиться за двадцать лет тотального вымирания украинского народа, когда «демократия» унесла больше жизней украинцев, чем Вторая мировая война. Но вернемся к нашим баранам. Необходимо думать, как не допустить дальнейшей распродажи имущества громады, и как реально приступить к модернизации городского хозяйства. Тем более что позитивный опыт в этом отношении существует. Инновационным решением вопроса теплоснабжения для всей Одесской области может послужить опыт города Южный. Здесь впервые в области оснастили установкой солнечных батарей социальный объект — на крыше Южненской городской больницы теперь функционирует одна из таких установок. Уже сегодня использование гелиоустановок экономит 30 процентов бюджетных средств Южного, выделяемых на больницу ежегодно. Следует также подчеркнуть, что установка гелиосистемы не требует «глобальной» реконструкции здания, проста в обслуживании и ремонте — еще одна статья экономии бюджетных средств без ущерба интересам громады. По словам инициатора данного проекта главного врача горбольницы Романа Васильевича Лиманского, полное оснащение здания солнечными батареями окупится в течение трех лет, а в дальнейшем практически избавит бюджет от нагрузки платить за использование больницей электроэнергии. Это сохранит немалые средства города, которые будут направлены на реализацию новых проектов. Мэр Южного Владимир Новацкий в перспективе планирует обустроить подобными установками все социальные объекты в городе и, в первую очередь, детские сады. Кстати, в Южном — это уже не первый опыт. Благодаря энергии Солнца гостиница «Эллада» и ФСК «Олимп» обеспечиваются горячей водой. Солнечные батареи — один из множества способов получения альтернативной энергии. К последним относятся ветровая, приливная энергия, энергия тепла Земли, производство биогаза и пр. Главное преимущество альтернативных источников энергии — ресурсы, используемые при получении энергии, возобновляемы и зачастую даже бесплатны! Уникальный опыт есть и в Теплодаре, но это — отдельная тема, и к ней мы обратимся в ближайшем выпуске. Что же касается темы сегодняшней, единственный вывод, который можно сделать при анализе городской политики в области коммунального хозяйства, это вывод о том, что местная власть не делает никаких выводов. Алексей Лосинец еженедельник «Час Пик» №41(545) 16 октября 2011 года Читать на страницах сайта издания статью "Тепло для крепостных, или демократический феодализм".
| |
|
Всего комментариев: 0 | |